Борис Акунин

Борис Акунин

20 мая исполняется 65 лет со дня рождения Бориса Акунина.

Борис Акунин – известный писатель, прославившийся циклом книг о талантливом дворянине Эрасте Фандорине. Исторические и псевдоисторические произведения Акунина отличаются особой достоверностью, что обусловлено не только талантом писателя, но и его обширными знаниями. Автор по образованию историк-японист, посвятил много времени литературоведческой деятельности.
Григорий Шалвович Чхартишвили (так зовут Акунина в жизни) родился в небольшом грузинском городке в семье артиллериста и учительницы русского языка. В 1958 году родители решили переехать в Москву. Маленького Григория оформили в школу № 36 с английским уклоном.

В 1973 году будущий беллетрист окончил школу и поступил в Институт стран Азии и Африки. Учился там до 1978 года. Сокурсники вспоминали, что писатель в молодости слыл душой компании, перфекционистом и любимцем девушек. Сейчас у Бориса нет пышной шевелюры, а тогда молодой человек за кудрявые волосы получил прозвище Анджел Дэвис, по аналогии с американской правозащитницей.

Получив диплом историка-японоведа, Борис занялся переводами, так как отлично владел японским и английским. Приступил к переводу изданий японских авторов, в частности Кэндзи Маруяма, Синъити Хоси, Мисима Юкио и других. Продолжил издание переведенных произведений и англо-американских представителей литературной деятельности.

1994-2000 годы в биографии Бориса Акунина посвящены работе в издательстве «Иностранная литература», где писатель занимал должность редактора (а после и главного редактора) 20-томной «Антологии японской литературы». После стал председателем проекта «Пушкинская библиотека» под началом Джорджа Сороса, а точнее, его международной благотворительной организации. С 1998 года публикует художественную прозу, подписываясь Б. Акунин. Расшифровка части псевдонима «Б» стала известной читателям как Борис после интервью. Громкое прозвище Акунин состоит из нескольких японских иероглифов и в одном из произведений, в романе фандоринского цикла «Алмазная колесница», толкуется как «сторонник зла, злодей, негодяй». Трактуется псевдоним и как литературная игра с именем известного анархиста Бакунина. Сочинения под псевдонимом Борис Акунин автор предпочитает расценивать как беллетристику, потому как писатель пишет для себя, а беллетрист ориентируется на читателя. Критику и документальные работы публикует под настоящим именем. Борис Акунин — Приключения Эраста Фандорина. Серия повестей и романов детективного характера «Приключения Эраста Фандорина» принесла Акунину славу и признание. В числе первых произведений нового формата значится роман «Азазель». В серии книг о Фандорине автор экспериментирует с различными поджанрами детектива.

Например, «Левиафан» — это герметичный детектив (то есть действие происходит в замкнутом пространстве, а круг подозреваемых четко очерчен), а следующий за ним «Смерть Ахиллеса» представляет собой великосветский роман. О направленности той или иной книги пишет сам автор и не повторяется в поджанрах, для этого Борис даже вводит довольно экзотические обозначения, такие как «диккенсовский детектив» или «великосветский детектив». Эта серия книг именная. Главный герой, на начало повествования молодой дворянин Эраст Фандорин, стал одной из главных «фишек» автора. Акунин не только описал жизнь героя от юношества до преклонного возраста, но и не раз возвращался к нему в других сериях, описывая потомков Фандориных или параллельные истории. Эраст Петрович происходит из разорившейся дворянской семьи, он вынужден поступить на службу, чтобы содержать себя, а позже переходит в сыскное управление. Фандорин не обладает феноменальным интеллектом или особым подходом, но он умен и наблюдателен, что делает его рассуждения понятными и интересными для читателя.

Отличительные черты персонажа – это излишняя эмоциональная отстраненность, которая появилась в нем после смерти главной любви его жизни, и невероятная удача в азартных играх. Фандорин всегда выигрывает в покер и пари, не может умереть в русской рулетке. Писатель Борис Акунин. Далее последовала череда серийных произведений: «Провинциальный детектив», «Жанры», «Приключения магистра».

С 2001 года Акунин ведет литературную серию «Лекарство от скуки». Борис Акунин впервые был номинирован на приз «Букер — Smirnoff», однако не прошел в финал. Следом представилась номинация «Антибукер», где беллетрист получил премию. Следующей наградой увенчался роман «Азазель» в составе серии «Новый детектив». Произведение попало в короткий список Британской ассоциации писателей-криминалистов. В серии «Жанры» создатель представил читателям несколько разных форматов беллетристического направления. Если приключенческий формат «Новый детективъ» — отражение разновидности детективного направления, то в «Жанрах» происходит своеобразный эксперимент литературных жанров с беллетристическим уклоном. Название книги соответствует литературному роду, и первопроходцем становится «Детская книга», которая выходит в розничную сеть 4 февраля 2004-го. Следом, с дистанцией в неделю, поступают в продажу «Шпионский роман», «Фантастика» и «Квест».

В январе 2012 года стало известно, что ранее скрывающимся автором популярных произведений в формате исторического романа «Девятный Спас», «Беллона», «Герой иного времени» и других является не кто иной, как сам Акунин. Романы же представлены под псевдонимом Анатолий Брусникин. Ряд романов известного беллетриста экранизированы. Среди них «Азазель», первая книга об Эрасте Фандорине, и «Пелагия». Огромного успеха достигли фильмы «Турецкий гамбит» и «Статский советник», также посвященные необычной жизни Фандорина. 13-й книгой из серии «Новый детективъ» стал роман «Весь мир – театр».

Борис Акунин — самый читаемый автор современной России Борис Акунин отмечен как самый читаемый автор современной России. В 2008-м общий тираж его произведений превысил 1,3 млн экземпляров. Беллетристика Акунина переведена на 35 языков и издана в Японии, Нидерландах, Германии, Италии, Финляндии, Франции. Также автор многочисленных произведений известен открытой критикой и резкими высказываниями в сторону российской власти. «История российского государства» в авторстве Бориса Акунина – это одноименный бестселлер, многотомный ответ на вопросы. Первый том «От истоков до монгольского нашествия» представлен публике в ноябре 2013 года и выпущен в нескольких вариантах: в традиционном бумажном с несколькими сотнями цветных иллюстраций и карт, в аналогичной электронной версии, аудиокниге в озвучивании Александра Клюквина, и бюджетном цифровом формате без сопроводительных иллюстраций. Второй том назван «Часть Азии. Ордынский период». Книга создана для людей, которые хотят лучше узнать историю России, но сложно воспринимают академическую подачу. Создавая проект, Борис Акунин преследует цель — просто и доступно пересказать историю объективным свободным диалектом. При этом литературовед изучал многочисленные источники, сравнивал информацию, а сомнительные или неподтвержденные данные отсеивал. Ориентиром доступного и легкого для восприятия изложения стала аналогичная работа Николая Карамзина.

В 2018 году серия «Новый детектив» пополнилась очередным романом о сыщике Фандорине, последнем, как написал Борис на странице в «Твиттере». Однако сочинение получило многообещающее название «Не прощаюсь». Борис Акунин сейчасЭраст Петрович вышел из 3-летней комы – возымели действие тщательный уход за сыщиком со стороны китайского целителя и трагический случай. Одна пуля чуть не убила Фандорина, вторая странным образом вернула к жизни. К мужчине вернулась способность говорить, но медики настроены не столь оптимистично: неизвестно, как сказалось долгое бессознательное состояние на психике. А на дворе – послереволюционная смута. Ряд критиков и читателей предположили, что если автор и отказался продолжать рассказ о Фандорине, то в дальнейших произведениях, возможно, на первый план выйдет новый герой – Алексей Романов. «История Российского государства в повестях и романах» продолжена книгой «Ореховый Будда». На страницах произведения с интригующим сюжетом рассказывается о путешествии статуэтки, хранившейся в японском монастыре. Святыней расплачиваются за карточный долг, затем Будда попадает в Голландию, оттуда – в петровскую Россию. Хранитель изображения божества отправляется следом с целью вернуть его обратно, попутно ему приходится менять одежду, язык и даже веру, только чтобы не потерять святыню из виду.