ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

«Чтобы воспринимать культурные ценности во всей их полноте,

необходимо знать их происхождение, процесс их создания

и исторического изменения, заложенную в них культурную память».

Д.С.Лихачев.

С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удается различным сочетанием палочек и кружочков передавать любые звуки и слова. Очень редко вспоминаем мы и о том, что наш современный алфавит был создан на основе славянской азбуки — кириллицы.

В то время, когда еще не было письменности, называлось доисторическим, так как люди еще не умели фиксировать свою историю. Если нужно было отправить послание, то делали это с помощью предметов, которые нужно было расшифровать. Однажды к могущественному персидскому царю пришел посланник с дарами. Он принес птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Персы сразу предположили, что скифы преклоняются перед своими врагами и отдают во власть им свои земли, воду, небо, а стрелы – слагают оружие. А один из самых умных мужей царя сказал, что знает скифов как гордый и бесстрашный народ. Их послание твердит: “Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю и не ускачете, как лягушки, в озера, то падете под ударами наших стрел”. Вот так в древности и обменивались люди информацией, посылая с гонцами разные предметы или целые наборы предметов.

Нужно отметить, что такие методы передачи информации не очень удобны. Эволюция письма прошла долгий и тернистый путь, меняясь и совершенствуясь.

Письменность возникает на последнем этапе существования первобытнообщинного строя, когда начинается процесс его разложения, причины и потребности в появлении письменности связывают с внутренними процессами исторического развития: разложением первобытнообщинного строя, складыванием классов, развитием производительных сил и образования государственности.

В одном из источников информации о происхождении славянской письменности — сочинении черноризца Храбра «О письменах» — сообщается, что древние славяне, пока были язычниками, «не имели письмен, но (читали) и гадали с помощью черт и резов», т.е. использовали мнемотехническую письменность. «Когда же крестились, то попытались записывать славянскую речь римскими и греческими письменами, без порядка (без утроения)», т.е. с появлением христианства у славян обостряется необходимость в письменности. В середине девятого века была создана специальная славянская письменность.

Создание славянской письменности с полным основанием приписывается братьям Константину Философу (в монашестве — Кирилл) и Мефодию. Сведения о начале славянской письменности можно почерпнуть из различных источников: славянских житий Кирилла и Мефодия, нескольких похвальных слов и церковных служб в их честь.

Они оба жили в основном духовной жизнью, стремились к воплощению своих убеждений и идей, не придавая значения ни богатству, ни карьере, ни славе. Братья никогда не имели ни жен, ни детей, всю жизнь скитались, так и не создав себе дома, и даже умерли на чужбине. Не случайно и то, что до сегодняшнего дня не дошло ни одного из литературных произведений Константина и Мефодия, хотя оба они, в особенности Константин, написали и перевели немало научных и литературных трудов; наконец, до сих пор не известно, какую именно азбуку создал Константин Философ — кириллицу или глаголицу. Кроме схожих черт, было в характере братьев и немало различного, однако, несмотря на это, они идеально дополняли друг друга в совестной работе. Младший брат писал, старший переводил его труды. Младший создал славянскую азбуку, славянскую письменность и книжное дело, старший практически развил созданное младшим. Младший был талантливым ученым, философом, блестящим диалектиком и тонким филологом; старший — способным организатором и практическим деятелем.

Рукописи десятого и одиннадцатого веков написаны двумя разными азбуками. Одни написаны кириллицей, другие — глаголицей. Но какая из этих двух азбук древнее? То есть, каким письмом были написаны несохранившиеся рукописи кирилло-мефодиевских времен?

Целый ряд фактов указывает на то, что более древней азбукой следует считать глаголицу. Древнейшие памятники (в том числе «Киевские листки») написаны именно на глаголице, причем написаны более архаическим языком, близким по фонетическому составу языку южных славян. На большую древность глаголицы указывают и палимпсесты (рукописи на пергамене, в которых старый текст соскоблен и по нему написан новый). На всех сохранившихся палимпсестах соскоблена глаголица и новый текст написан на кириллице. Нет ни одного палимпсеста, в котором была бы соскоблена кириллица и по ней написана глаголица.

Есть и другие факты, свидетельствующие о большей древности глаголицы, но перечислять их слишком долго. Итак, в современной славистике уже никто не сомневается в том, что ученые мужи Константин Философ (после принятия монашества Кирилл) и его брат Мефодий «переложили» звуки славянского языка на пергамент с помощью той азбуки, которую сегодня принято называть глаголицей. Позднее (по-видимому, на соборе в Преславе, в столице болгарского царя Симеона) появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу во всех славянских странах, за исключением Северной Далмации (адриатическое побережье), где хорваты-католики продолжали писать глаголицей вплоть до конца прошлого столетия.

В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. Какая азбука была изобретена Константином, мы не знаем, но именно кириллица явилась основой нашего русского алфавита. Само слово “азбука” произошло по названию первых двух букв кириллицы: Аз и Буки.

В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где проповедовали немецкие священники, и полны были церкви, где звучала славянская речь. Не могли с этим мириться немцы и объявили братьев и их книги вне закона. Вот тогда и пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их.

Таким образом, Кирилл и Мефодий, являясь создателями славянской письменности, внесли весомый вклад в развитие славянской культуры. И если мы будем помнить о таких исторических вехах то, наверняка, будем больше понимать и беречь русскую культуру. «Именно память помогает человеку преодолевать время, она накапливает то, что называется культурой». Благодаря древним записям мы можем узнать о культуре того времени, правителях и событиях, истории развития нашей страны. Это нам необходимо для того, чтобы учесть и не повторить ошибок прошлого.

На Руси память о Кирилле и Мефодии чтили всегда. Благодарные ученики сначала составили жизнеописание Кирилла, а потом «Житие Мефодия». Об их деятельности с огромным уважением писал летописец Нестор в «Повести временных лет».

Каждой весной население Болгарии отмечает удивительный праздник. В городах и селах все выходят на улицы. По центральным улицам идут красочные демонстрации. Попробуйте угадать, что несут демонстранты. Лозунги? Ну, конечно, есть и лозунги, но лозунги особенные. Портреты? Да, и портреты тоже, но чьи? Несут и цветы – весенний праздник без цветов даже вообразить невозможно. Самое интересное в этом красочном шествии то, что люди в руках несут огромные буквы, составляющие как болгарский, так и русский алфавит. Разной величины и разного цвета в руках взрослых и детей буквы проплывают над шеренгами. А на портретах – Кирилл и Мефодий, которые, как вы помните, изобрели славянскую азбуку. Праздник называется «Праздником славянской азбуки». И вместе с тем — это праздник культуры, праздник науки и искусства. И то, что написано на длинных полотнищах лозунгов, в переводе на русский язык звучит так: «Наука – это солнце». Вспомним русскую народную пословицу: «Ученье – свет, а неученье – тьма». С тысяча девятьсот восемьдесят шестого года праздник славянской азбуки — день славянской письменности и культуры — стали ежегодно, двадцать четвертого мая, отмечать и в России.

Кирилл и Мефодий начало эпохи
Где книги славянам как крылья даны!
Мы с ними свои покидаем пороги
И ровно летим за пределы страны!

И в день этот майский одарим поклоном
Богатство веков что впитал алфавит,
Для жизней оно материнское лоно
Пусть каждый птенец его нежно хранит!

Значение изобретения письма для народа нельзя переоценить. Поскольку на возможности читать и писать строится вся культура, а знания не теряются во времени. Благодаря этому они доходят до будущих поколений через века и тысячелетия.